Каталог товаров

Перспективы угольных ТЭС


На 2019г. анонсирован ввод в эксплуатацию 12.7ГВт мощностей угольных ТЭС. Это на 2.7ГВт больше, чем совокупная мощность угольных ТЭС, которые в этом году уже выведены (или будут выведены до конца 2019 года) из эксплуатации.

В обзоре «Вооm аnd Вust 2019» приводятся данные, что до стадии строительства доходят лишь примерно треть проектов угольных ТЭС (табл.1). Надо отметить, что совокупные объемы мощностей на всех стадиях развития проекта (анонс, предварительное и окончательное решение о строительстве) сокращаются: за последние два года — на четверть, за последние четыре года — почти на 70%.

Всё это означает, что мировой парк угольных ТЭС скоро начнет уменьшаться, хотя и не так быстро, как хотелось бы «зелёным» сторонникам «безуглеродной» энергетики.

Расчеты, основанные на данных «Межправительственной группы экспертов по изменению климата» (т.е. «климатологов» намеренно искажающих реальную климатическую ситуацию), показывают, что при сохранении нынешней динамики выбросов С02 уже через четыре года среднемировая температура с большой вероятностью превысит уровень до начала промышленной революции на 1.5°С.

При этом климатологи делают вид, что с середины 18 века (начало промышленной революции) на Земле не было периодов потепления и похолодания куда больше чем на 1.5°С.

Очень странное утверждение, если учесть, что регулярное наблюдение и фиксация климатических показателей ведется только 130...150 лет, а индустриальная эпоха началась около 270 лет тому назад. Т.е. какая была температура на Земле до промышленной революции просто неизвестно. К тому же отсутствуют достоверные данные о влиянии антропогенных выбросов (так называемых парниковых газов) на климат.

Тем не менее, «климатологи» утверждают, что угольная энергетика является самым весомым источником углекислого газа (об огромных по объемам выбросах этих газов вулканами и мировыми океанами «климатологи» предпочитают молчать), поэтому попытки ограничить ее развитие предпринимаются на самых высоких уровнях.

В мае 2019 года Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш призвал ввести глобальный мораторий на строительство новых угольных электростанций после 2020г.‚ чтобы способствовать достижению целей Парижского климатического соглашения. Понятно, что подобные заявления в основном носят символический характер, и в настоящее время к ним ни кто не прислушивается.

 

Но длительная пропаганда сторонников «безуглеродной» энергетики, привела к тому, что лишь немногие страны продолжают активно строить ТЭС. Из тех 12.7ГВт новых угольных мощностей, что были анонсированы в 2019 году, почти треть приходится на Китай, остальные — на семь других стран (табл.2). На рис.1 показано распределение строящихся угольных ТЭС по земному шару.

Из всех этих стран только Индия систематически развивает свою угольную генерацию. Из табл.2 видно, что, кроме Китая, только в Индии есть проекты угольных ТЭС на всех стадиях. Т.е. можно сказать, что мировая угольная генерация сейчас растет благодаря этим двум странам. Они также являются единственными странами, в которых в этом году бы по возобновлено строительство, соответственно, 8.6 и 1.2ГВт мощностей, отложенное ранее из-за введенных, а теперь отмененных ограничений на правительственном уровне.

Надо отметить, что в 2019г. было отменено строительство 132ГВт мощностей угольных ТЭС, что более чем в 10 раз превышает объем анонсированных мощностей. При этом наибольший объем отмененных новых проектов пришелся на Китай, Индию, Мьянму и Турцию.


 

 

Наиболее последовательными сторонниками отказа от угольных ТЭС являются США, Германия и Великобритания. Новых проектов в этих странах нет вообще, зато из эксплуатации в 2019 г. выведено, соответственно, 6.4, 1 и 0.5ГВт мощностей.

В августе 2019г. Суммарная мощность новых угольных ТЭС во всем мире достигла 538ГВт. В эту цифру входят 227ГВт в фазе строительства и 311ГВт на ранних стадиях развития проектов. Это на 6% меньше, чем на декабрь 2018г. И на 62% меньше, чем на декабрь 2015г. Несмотря на это, общемировая мощность угольных ТЭС в первой половине 2019г. увеличилась на 17ГВт (за вычетом выведенных из эксплуатации мощностей). Мощности вновь введенных в эксплуатацию ТЭС составили 27ГВт, причем почти 85% (23ГВт) из них были введены в эксплуатацию в Китае (17.9ГВт) и Индии (4.8ГВт).

Ещё 11 стран ввели в эксплуатацию в 2019 г. ТЭС с мощностью запустили менее 1ГВт в каждой из этих стран. Одновременно с этим, в 2019г. было выведено из эксплуатации более 10ГВт мощностей, большей частью в США (6.4ГВт) и ЕС (2ГВт).

 

Развитие угольных ТЭС в странах лидерах отрасли 486ГВт из 538ГВт, или 90% всех угольных мощностей, которые сейчас строятся в мире, приходятся на 15 стран, причем больше половины (281ГВт, или 52%) строятся в Китае и Индии. Данные по этим странам приведены в табл.3‚ в которой указана степень реализации проекта. Указываются среднее по стране отношение мощностей, которые были запланированы, построены и введены в эксплуатацию, к сумме мощностей, строительство которых было отложено или отменено.

Степень реализации варьирует в широких пределах от 0% в Египте, который еще не реализовал ни один из своих проектов, до 71% в Южной Корее. Средний мировой показатель составляет 35%. Это означает, что с 2010г. на каждые 3ГВт запланированных мощностей угольных ТЭС удалось достроить (или начать строительство) лишь 1 ГВт.

Китай, на который приходится более трети новых мощностей, продолжает реализовывать ранее отложенные проекты. Но даже в КНР темпы их строительства замедляются. Индия существенно пересмотрела в сторону снижения свои планы по строительству угольных мощностей в пользу дорогостоящих и капризных возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Турция, которая занимает третье место по объемам новых мощностей (33.8 ГВт), 0 2010 г. ввела в эксплуатацию только 12% от запланированных мощностей, и это означает, что из 33.8 ГВт, ранее запланированных мощностей, строительство лишь 4 ГВт будет завершено.

В итоге эта цифра может оказаться даже ниже.


 

Планы по строительству угольных ТЭС существенно сократили Япония, Южная Корея и Тайвань. В этих странах не было новых крупных проектов с 2015 г. Возможно, это связано с тем, что эти страны сталкиваются с давлением международных финансовых организаций. В настоящее время уже 100 финансовых институций ограничивают финансирование новых проектов угольной энергетики. Возможно, что это приведет к тому, что единственным серьезным инвестором в угольную электроэнергетику останется Китай.

Вьетнам, Индонезия, Таиланд и Пакистан тоже пересмотрели свои национальные энергетические планы не в пользу угля. И это несмотря на то, что эти страны испытывают значительные финансовые проблемы, связанные со строительством альтернативных угольным электростанций.

Польша также вряд ли будет развивать угольные ТЭС —уже существующие проекты стали поводом для политического давления на страну на уровне ЕС. Страну просто заставляют отказываться от дешевой электроэнергии вырабатываемой угольными ТЭС в пользу дорогостоящих игрушек в виде СЭС и ВЭС.

В ЮАР многочисленные финансовые проблемы и задержки с запланированными новыми мощностями привели к тому, что будущие проекты ТЭС были приостановлены в рамках национальной программы «Независимый производитель энергии», хотя строительство по проектам, поддерживаемым государством, продолжается.

В Египте, России и Монголии сейчас строится по одной ТЭС, причем все эти три проекта зависят от финансирования со стороны Китая. На рис.2 показаны угольные ТЭС, которые строятся при финансовой поддержке Китая по всему миру.

Сохранить или нарастить объем запланированных новых угольных проектов в 2019 году удалось только Бангладеш и Филиппинам. Однако, в этих странах для электростанций потребуется строить дорогую дополнительную инфраструктуру для импорта угля.

Изношенность «парка» угольных ТЭС

Мощности угольных ТЭС сконцентрированы в основном в 15 странах, на которые приходится более 90% всех мощностей угольных блоков (1845 ГВт из 2027 ГВт).

Только на Китай приходится почти половина (49%) мирового угольного парка 0 987.4 ГВт мощностей, за ним следуют США с 13% (2543 ГВт) и Индия 0 11°/о (225.6 ГВт). Средний возраст угольных энергоблоков в разных странах варьируется от 9 лет во Вьетнаме до 51 года в Украине (табл.4).

Таким образом, Украина — это наиболее вероятный кандидат на сокращение мощностей угольной генерации, поскольку в стране уже давно не строятся новые ТЭС, а средний возраст работающих оказался самым высоким из всех стран с развитой угольной энергетикой.

Пока об этом в Украине никто не говорит, да и в мире это мало кому интересно в силу относительно небольших объемов украинской угольной генерации — на нее приходится лишь 1°/о общемировой мощности. «Низкоуглеродная» «зеленая» общественность озабочена в первую очередь развитием угольных ТЭС в Китае, Индии, США и, в меньшей степени, в Польше. Но, рано или поздно, угольные мощности в Украине придется сокращать, просто потому, что они выработают свой ресурс, а новые угольные ТЭС в Украине уже давно не стоят.


Ещё в 2018 г. «Межправительственная группа экспертов по изменению климата» выпустила печально известный доклад, в котором эти «климатологи» совершенно голословно утверждают, что для удержания среднемировой температуры в пределах не выше 1.5°С‚ по сравнению с периодом до промышленной революции (а какой была эта температура никому не известно), выработку электроэнергии на угольных ТЭС к 2030г. надо сократить на 5570%‚ а к середине 21 века — полностью отказаться от угольной энергетики. Это крайне сомнительный вывод, который ни на чём не основывается.

 

Выводы

Данные обзора «Вооm аnd Вust 2019»  и недавно обнародованные материалы Global Соаl Рlant Тгасker позволяют сделать вывод, что темпы роста мировой угольной отрасли замедляются.

Т.е. угольная электрогенерация продолжает расти, но предел этого роста уже виден.

Общемировая мощность угольных ТЭС в 1 полугодии 2019г. увеличилась на 12.7 ГВт, но это гораздо меньше, чем могло быть, если бы не агрессивная пропаганда сторонников «безуглеродной» энергетики. В итоге две трети предложенных проектов угольных ТЭС в 2019 г. даже не были начаты.

У лидера по развитию угольных ТЭС, Китая, на который приходится около половины (49%) уже работающих и значительная часть новых проектов, с 2015г. существующие угольные ТЭС загружены в среднем только на 50%, а это свидетельствует о значительном избытке их мощностей.

 

Из-за финансового давления (налоги на выбросы угольных ТЭС) и отказа банков финансировать проекты строительства новых угольных ТЭС отрасль переживает не лучшие времена и количество угольных ТЭС, по-видимому, будет сокращаться.

 Николай Левченко

Материал предоставлен редакцией международного электротехнического журнала "Электрик"