Каталог товаров

Итоги работы рынка электроэнергии Украины в 2019 году

По мнению специалистов НЭК «Укрэнерго», рынок работает, но лишь с формальной точки зрения. С одной стороны, созданы рыночные рамки и рыночные инструменты для успешной работы рынка. Но с другой стороны, ряд законодательных ограничений создают искажения, которые уменьшают конкуренцию и обеспечивают непомерно большую власть отдельным игрокам этого рынка. Поэтому говорить, что оптовый рынок электроэнергии в Украине работает по европейским правилам, не приходится.  В правительстве Украины это понимают и вроде бы как пытаются изменять правила работы на рынке, но пока эти изменения не дают реального эффекта. Также дестабилизирует ситуацию постоянно изменение правил игры. Так, правительство снова намерено изменить свое постановление о возложении спецобязанностей. На гарантированного покупателя планируется возложить новые спецобязанности для обеспечения специальной гарантированной цены для ТЭЦ.
В чём корень проблем?

Эксперты отмечают, что при запуске рынка одной из ключевых проблем был повышенный уровень монополизации, но сейчас правительство само создало сверхмонополиста – ГП «Гарантированный покупатель», которое реализует около 50% электроэнергии на этом рынке. Таким образом, ГП «Гарантированный покупатель» своим поведение влияет на рынок больше, чем любой из производителей электроэнергии. При этом было осуществлено изъятие с рынка двусторонних договоров «Энергоатома» и «Укргидроэнерго», что привело к тому, что на этом рынке еще больше усилилась монополия тепловой генерации. При этом не было устранено перекрестное субсидирование, т.е. рынок работает как бы в состоянии «квазижизни», он ни живой и ни мертвый, говорят эксперты. Основным фактором, искажающим рынок из-за влияния на ценообразование, стал механизм возложения спецобязанностей. Именно он устанавливает правила реализации для более 50% производимой электроэнергии, которая к тому же имеет наименьшую цену на рынке, т.е. производимой АЭС и ГЭС. В результате всего этого оказалось невозможным применять аналитические практики и методы, которые работают в Европе, чтобы прогнозировать как цены, так и рыночное поведение. При этом рынок не является полностью зарегулированным, наблюдается сильная волатильность цен на рынке на сутки вперед. Попытки правительства регулировать рынок не принесли ожидаемого эффекта, правила меняются, но каждое изменение правил, закрывая одни «дыры», открывает другие. Проблемы на рынке электроэнергии будут сохраняться до тех пор, пока не будет устранен основной элемент искажений конкурентных условий – возложение спецобязанностей. И пока в таком виде, как сейчас, будет существовать ГП «Гарантированный покупатель», которого рынок подталкивает к тому, чтобы формировать более высокие цены.
Структура производства и потребления электроэнергии

Эксперты отмечают, что, после запуска рынка, потребление электроэнергии сохранило прежние объем и структуру, импорт оказывает несущественное влияние на рынок. Объем импорта в структуре потребления электроэнергии составил около 2% и не влияет существенно на средневзвешенную цену электроэнергии на рынке на сутки вперед. Диспетчерские ограничения импорта электроэнергии также пока не оказывают влияния на эту цену, из-за незначительной доли импорта в общем потреблении. Баланс производства и потребления электроэнергии в Украине  в 2019 г. показан на рис.2.

 

Обращает на себя внимание разница в структуре конечных продаж в двух торговых зонах украинского рынка. В торговой зоне ОЭС Украины основным сегментом является рынок двусторонних договоров с долей почти 2/3 (63%), рынок на сутки вперед занимает около трети (34%). В торговой зоне острова Бурштынской ТЭС соотношение обратное – 28% и 60%. Такая большая доля рынка на сутки вперед в торговой зоне Бурштынской ТЭС не встречается ни в одной стране, где действует «Третий энергопакет». Причина аномалии – это монополия Бурштынской ТЭС. В основной торговой зоне доля рынка на сутки вперед тоже слишком большая. Это означает, что нет нормальной биржевой торговли на долгосрочных торговых инструментах. А ведь к этому надо обязательно прийти, поскольку это одна из ключевых задач для дальнейшего развития рынка. Доли различных сегментов рынка в сентябре 2019 г. показаны на рис.3.

 

Интересное явление осенью 2019 г. наблюдалось вокруг вопроса об открытии импорта дешевой электроэнергии из России. Эксперты отмечают, что в украинских медиа, принадлежащих разным бизнесменам, буквально шла «битва производителей против импортеров». Однако импорт электроэнергии тогда не оказал существенного влияния на рынок. Тем не менее, можно было увидеть зависимость между увеличением объемов импорта в середине ноября и снижением цены на рынке на сутки вперед в этот период. Но после изменения правил возложения спецобязанностей 10 декабря 2019 г. никакой корреляции больше не наблюдается. Когда механизм возложения спецобязанностей был изменен, повысился верхний порог ценового ограничения для «Гарантированного покупателя», и предприятие стало выставлять в ночные часы более высокую цену (до 950 грн. за МВт•ч), чем до этого (до 550 грн. за МВт•ч). Это, в совокупности с изменениями в правилах рынка
в части привязки ценовых ограничений балансирующего рынка к цене рынка на сутки вперед с 1 декабря 2019 г., стало основным фактором роста средневзвешенной цены на рынке на сутки вперед. Именно ГП «Гарантированный покупатель» стал основным «виновником» роста цены на электроэнергию. Эксперты отмечают, что с октября 2019 г. объем импорта электроэнергии из Венгрии растет, несмотря на то, что цены там всегда были выше, чем на украинском рынке. Это означает, что на протяжении суток цена на украинском оптовом рынке выше, чем на венгерском, который является самым дорогим восточноевропейским рынком. Таким образом, не корректно говорить о профиците на рынке производства электроэнергии, как это делают некоторые украинские чиновники. На рынке на сутки вперед большую часть времени – дефицит, и это способствует росту цен. Структура экспорт и импорта электроэнергии в июлесентябре 2019 г. показана на рис.4.


В НЭК «Укрэнерго» говорят, что ограничение импорта они осуществляют лишь тогда, когда видят, что не хватает маневренных мощностей ГЭС и ТЭС, чтобы обеспечивать нам необходимые 1000 МВт вторичного резерва. Если этот резерв будет уменьшен по ценовым соображениям, то, в случае аварийной ситуации, это закончится массовыми отключениями потребителей электроэнергии.
Влияние системного оператора на рынок электроэнергии

В процессе запуска рынка электроэнергии был проведен анбандлинг системного оператора. Процесс анбандлинга и корпоратизации занял полгода, если считать его началом 4 февраля 2019 г., когда компанию передали из ведения Минэнергоугля в сферу управления Минфина, а концом – 14 августа 2019 г., когда были поданы документы в НКРЭКУ для сертификации независимого оператора системы передачи электроэнергии. Но в компании НЭК «Укрэнерго» готовились к нему заранее. Так за полтора года финансовые службы компании 4 раза процесс инвентаризации основных фондов компании. Вопрос с моделью сертификации независимого оператора до сих пор не решен окончательно. В OU модели, которая предусмотрена статьей 32 Закона «О рынке электрической энергии», собственником системы передачи электроэнергии является оператор, а в ISO модели – государство, оператор владеет ею лишь на праве хозяйственного ведения, а независимость обеспечивается за счет дополнительного контроля со стороны особого контролера, которого назначает наблюдательный совет оператора и согласовывает с НКРЭКУ. Для того чтобы провести сертификацию по модели OU, необходимо было внести изменения в ряд законов, а это сделать пока не удалось, как и в случае с газовым оператором. Поэтому оператор «Укрэнерго», как и в случае с газовой сферой, был сертифицирован по ISO модели, но эксперты надеются на то, что эта ситуация может изменится. Правительство Украины должно принять решение – продолжать попытки и сертифицировать «Укрэнерго» по OU модели, для чего надо изменить два закона, или изменить Закон «О рынке электрической энергии» и разрешить сертификацию «Укрэнерго» по модели ISO, как и для газового оператора
Взаимнûе задолженноñти на рûнке электроэнергии

Общий долг за услуги передачи диспетчеризации за первое полугодие 2019 г. составил 1.5 млрд. грн (60 млн. USD). Компания «Укрэнерго» также недополучила 423 млн. грн. от предприятий, для которых действие тарифа на передачу и диспетчеризацию было приостановлено судом, т.е. от ферросплавных предприятий. Но эти деньги были учтены в структуре дохода компании во время установления тарифов, и они должны были формировать базу для её  расходов. В сумме «Укрэнерго» за второе полугодие 2019 г., т.е. в период работы новой модели рынка, недополучила почти
2 млрд. грн. от контрагентов. Ситуация осложняется и тем, что есть еще дополнительный долг от ГП «Энергорынок» в размере 623 млн. грн., накопленный за первое полугодие 2019 г. В итоге, общая сумма дефицита средств у «Укрэнерго» составляет 2.5 млрд грн. Также в рамках новой модели рынка на «Укрэнерго» была возложена обязанность компенсировать «Гарантированному покупателю» расходы на «зеленый» тариф для СЭС и ВЭС. В структуре тарифа для этого было предусмотрено 7.8 млрд. грн, которые компания должна заплатить «Гарантированному покупателю». При этом ГП «Гарантированный покупатель» по состоянию на конец 2019 года выставил счета на сумму 1.1 млрд. грн. «Укрэнерго» заплатило 7.2 млрд. грн. После этого ГП «Гарантированный покупатель» пересчитал сумму за оказанные им услуги и перевыставило счет за 2019 г., уменьшив объем компенсации расходов на «зеленый» тариф на 2.3 млрд. грн. С одной стороны, для «Укрэнерго» это хорошо, поскольку компания получила дополнительные деньги, но с другой стороны эта ситуация влечет перерасчет отчислений в бюджет. В настоящее время переплата «Укрэнерго» в пользу ГП «Гарантированный покупатель» составляет 430 млн. грн. По итогам второго полугодия 2019 г. НЭК «Укрэнерго» заплатила поставщикам универсальной услуги 485 млн. грн. в счет компенсации «зеленого» тарифа для ВИЭ частных домохозяйств. Это в 3.54 раза больше, чем предусмотрено на эти расходы в тарифе на передачу – 137 млн. грн. Задолженность «Укрэнерго» перед поставщиками универсальной услуги составляет 289 млн. грн. При этом поставщики универсальной услуги за второе полугодие 2019 г. по состоянию на 21 января 2020 г. имеют перед «Укрэнерго» задолженность по уплате тарифа на передачу на 243 млн. грн. В заключение можно отметить, что для полноценной работы энергорынка в рамках новой его модели необходимы решительные шаги со стороны правительства Украины с тем чтобы сделать его по настоящему конкуретным, работающим по европейским правилам и выполняющим условия «Третьего энергопакета».

 

Андрей Сергиенко

Материал предоставлен редакцией международного электротехнического журнала "Электрик"