Каталог товаров

Кризисные явления в электроэнергетике Европы

Как известно, страны Европы стали одним  из  основных  очагов  пандемии  коронавируса. Вследствие этого в Европе разразился экономический кризис, который, в значительной степени, затронул электроэнергетику.

Так в марте 2020 г. потребление электроэнергии в большинстве стран ЕС сократилось на 6-13% что привело к значительному падению цен на электроэнергию. В апреле-июне 2020 г. темпы падения потребления электроэнергии были меньше, но цены не неё продолжали снижаться.Среднемесячная цена электроэнергии, на всех без исключения рынках ЕС, достигла рекордно низкого уровня за последние шесть лет, а в Германии даже упала до уровня августа 2000 г. Если сравнивать с февралем месяцем 2020 г., когда пандемия еще не «набрала обороты», то наибольшее снижение было на французском и скандинавском рынках,  соответственно,  44%  и  42%,  наименьшее  –  на рынках Италии и Нидерландов, соответственно, 22% и 23%. В годовом исчислении падение цен составило от 87% на рынке Nord Pool и до 45% на британском рынке, на остальных рынках – около 60%.

Эксперты в области энергетики пытаются определить, когда  закончится  это  падение  и  насколько  серьезным оно будет. В частности, консалтинговая компания Energy Brainpool  опубликовала  прогноз  возможного  влияния  по-следствий пандемии коронавируса и скачков цен на рынке нефти  для  европейских  рынков  электроэнергии  в  пери-од 2021-2025 гг. Для проведения анализа использовалась модель Power2Sim, которая была разработана компанией Energy Brainpool несколько лет назад для прогнозирования цен на электроэнергию на европейских рынках.

В  исследовании  Energy  Brainpool  выделены  факторы, которые в настоящее время оказывают на ситуацию наибольшее влияние и определены основные сценарии развития ситуации на рынке электроэнергии.Специалисты Energy Brainpool отмечают, что признаки спада в электроэнергетике проявились еще до начала пандемии.

 

Рост мировой экономики начал замедляться с конца 2018 г. Недавняя зима 2019-2020 гг. была теплой, и это снизило потребление электроэнергии в Европе. Т.е. уже к середине февраля 2020 г. наблюдалось негативное давление на рынки электроэнергии и сырьевых товаров. Пандемия  коронавируса  только  усугубила  ситуацию.  После неудачных  переговоров  ОПЕК+  произошло  резкое  увеличение предложения на рынке нефти, что стало ещё одним фактором падения цен на сырьевые товары Из-за  снижения  спроса,  европейский  рынок  квот  на выбросы углекислого газа (European Union Allowance) так-же понес значительные потери. Ситуация на этом рынке похожа на ту, которая наблюдается на рынке электроэнергии, но падение этого рынка усугубила остановка целых отраслей.Эксперты  Energy  Brainpool  констатируют,  что  в  краткосрочной перспективе сырьевые и энергетические рынки будут  испытывать  серьезные  трудности  со  сбытом  из-за жестких мер по прекращению распространения вируса. В среднесрочной и долгосрочной перспективе решающую роль сыграют  опасения  по  поводу  экономических  перспектив. Возникает  главный  вопрос:  «Последует  ли  за  поэтапным отказом от мер по сдерживанию коронавируса дальнейшее падение экономики и насколько серьезным оно будет?».

 

Два сценария развития ситуации

 

Специалисты Energy Brainpool отмечают, что основными параметрами  среднесрочного  прогноза  цен  на  электроэнергию являются: ценовые ожидания для сырьевых товаров и  динамика  изменения  спроса  на  электроэнергию  после 2020 г. Эти два параметра легли в основу двух разработанных Energy Brainpool сценариев прогноза: «Covid-19 – нефтяной кризис» и «Рецессия».В этих сценариях учитывается уровень цен по состоянию на 27 марта 2020 г. Есть также и третий «эталонный» сценарий – как все было бы без падения цен на нефть и пандемии. В этом сценарии учитываются цены по состоянию на 31 декабря 2019 г., т.е. на фоне негативных сигналов падения экономики, но еще до проявления реакции рынков на новости о вспышке коронавируса в Китае. В этом сценарии спрос на электроэнергию после 2020 г. не меняется.Эксперты  Energy  Brainpool  отмечают,  что  сценарий «Covid-19 – нефтяной кризис» – промежуточный, он служит для того, чтобы можно было отделить влияние снижения цен на сырье на цены на электроэнергию от влияния устойчивого снижения спроса на нее. При этом учитывается как падение цен на нефть, вызванное провалом переговоров ОПЕК+ 9 марта 2020 г., так и снижение потребления электроэнергии  в  результате  пандемии.  ВОЗ  официально объявила  распространение  Covid-19  пандемией  12  марта 2020 г., и этот день можно условно считать началом «коронавирусного» падения рынков.

В  сценарии  «Covid-19  –  нефтяной  кризис»  эксперты Energy Brainpool считают потребление электроэнергии после 2021 г. остается без изменений. Они это объясняют тем,  что  экономика  может  восстановиться  довольно  быстро.  При  этом  специалисты  Energy  Brainpool  опираются на недавний доклад Федерального совета экономических экспертов Германии. В этом докладе прогнозируется снижение объема производства в ведущей экономике Европы на 2.8% в этом году и увеличение на 3.7% в 2021 г. Если считать, что рынок электроэнергии будет следовать за промышленностью, то период падения придется на 2020 г., а уже в 2021 году и промышленность, и потребление электроэнергии в значительной степени восстановятся.

Разрабатывая  сценарий  «Рецессия»  эксперты  Energy Brainpool  предполагают,  что,  согласно  базовой  модели Power2Sim, из-за падения цен на сырьевых рынках спрос на электроэнергию в 2020 и 2021 гг. снизится примерно на 5%. Как следует из названия, это сценарий экономической рецессии, которая продлится и в 2021 г. и в 2022 г.

Основными параметрами здесь являются интенсивность эконо-мического спада и его влияние на рынок электроэнергии. Так  же  было  после  кризиса  2008  г.,  когда  потребление электроэнергии в 2009 г. снизилось по сравнению с 2008 и 2007 гг. В таком случае потребление электроэнергии до уровня 2019 г. восстановится лишь к 2024 г.

 

 Влияние кризиса на ТЭС

 

Нынешний  экономический  кризис  и  падение  цен  на сырьевых рынках окажут разное влияние на разные сегменты тепловой генерации. В обоих сценариях «Covid-19 – нефтяной кризис» и «Рецессия» парогазовые электростанции окажутся в гораздо лучших условиях по сравнению с угольными ТЭС, чем в «эталонном» сценарии. Главной причиной этого является резкое падение цен на газ при не-значительном снижении цен на каменный уголь. Благодаря этому краткосрочные предельные издержки парогазовых и газовых электростанций снижаются больше, чем издержки ТЭС на буром и каменном угле. На рис.1 показано ранжирование электростанций на разных видах ископаемого топлива по принципу роста их предельных производственных издержек в «эталонном» сценарии и сценарии «Covid-19 – нефтяной кризис», EUR/МВт. На рис.1 CCGT означает «газовая турбина с комбинированным циклом».


 

Ценовые колебания

 

Цены на электроэнергию в сценариях «Covid-19 – нефтяной  кризис»  и  «Рецессия»  в  ближайшие  годы  будут ниже, чем могли бы быть без влияния пандемии и падения цен на нефть. Надо отметить, что разница между ценами в этих сценариях не очень существенна. Примечательно, что падение сырьевых рынков приведет к снижению цены на 10.20 EUR/МВт•ч в 2021 г., в то время как спад спроса на электроэнергию на 5% из-за рецессии увеличивает это снижение лишь на 3.60 EUR/МВт•ч. Т.е. влияние сырьевых рынков на цену на электроэнергию значительно сильнее, чем влияние сокращения спроса на неё.

 


Эксперты Energy Brainpool отмечают, что после восстановления докризисного спроса на электроэнергию раз-ница между ценами в этих сценариях уменьшается и с 2024  г.  исчезает.  Согласно  расчетам  для  выборки  ряда стран ЕС, к прогнозному уровню базового сценария цена вернется не раньше 2025 г. На ри ñ.2  приведен  прогноз  цен  на электроэнергию  в  разных  сценариях, EUR/МВт•чАвторы исследования компании Energy Brainpool не уточняют, какие именно страны входят в выборку, но разработанная ими модель Power2Sim используется для прогнозирования цен во всех странах ЕС, а также в Норвегии и Швейцарии.Похожую  динамику  показывают  до-ходы  от  продаж  электроэнергии,  выработанной возобновляемыми источниками, поскольку они напрямую зависят от цен на рынке. На рис.3 показано изменение доходов от продаж электроэнергии ВИЭ, EUR/МВт•ч в указанных выше сценариях. 

 

Выводы

 

Эксперты  Energy Brainpool     делают основной  вывод  – обвал цен на рынках нефти,   природного газа  и  квот  на  выбросы   углекислого газа приведет к глубоким   искажениям на  рынке  электроэнергии.  Этот  явление будет проявляться тем сильнее, чем серьезнее и продолжительнее будет по-следующая рецессия и  связанное  с  ней снижение спроса на электроэнергию.

Если говорить о ценах на сырьевых рынках, то они весной 2020 г. находились на историческом минимуме. Затем, летом 2020 г., они несколько пошли вверх. Но всё равно в ближайшие годы потенциал роста может несколько превышать потенциал дальнейшего падения цен на электроэнергию, хотя к уровню 2019 г. цены в Европе вернуться ещё не скоро. Т.е. электроэнергия в Европе подешевела всерьез и надолго.

 

Ситуация в Украине

 

Насколько  падение  цен  на  электроэнергию  в  Европе коснется Украины, сказать сложно. В Украине нет парогазовых  электростанций,  но  на  ТЭС  есть  газомазутные блоки, которые запускают в периоды резкого увеличения потребления электроэнергии, в частности, во время летней жары или зимних холодов. Газ также используется на ТЭЦ.

Вероятно, благодаря падению цен на газ, летом 2020 г. доля газовой генерации будет больше, чем в предыдущие годы. Кроме снижения цен на газ, этому же будет способствовать  и  погода  –  синоптики  обещают,  что  вторая половина лета будет жаркой.

Произойдет ли в Украине снижение цен на электроэнергию? Ответить на этот вопрос очень сложно. Многие эксперты в электроэнергетике неоднократно отмечали, что рынок электроэнергии в Украине работает с серьезными искажениями и рыночные механизмы на нём не всегда влияют на цену. Как и в других странах, потребление электроэнергии в Украине упало с 10518.3 млн. кВт•ч в апреле 2020 г. по сравнению с 11399.5 млн кВт•ч в апреле 2019 г., т.е. почти на 8%. Однако нельзя сказать, что это хоть как-то повлияло на цены.

Средневзвешенная цена на платформе рынка на сутки вперед (РСВ) за период с июля 2019 г. по март 2020 г. показана на рис 4.

 

 

В настоящее время электроэнергия в Украине гораздо дороже, чем в ЕС, и последствия этого для национальной промышленности вроде бы понимают все, а воз и ныне там. Конечно, многие эксперты и политики критикуют действия  правительства.  Ведь  правительство  вначале  ограничило  импорт  электроэнергии  и  угля,  а  затем  приняло решение о выведении в резерв трех энергоблоков АЭС. А затем ещё перевело на работу на пониженной мощности семь энергоблоков АЭС в разные периоды до конца года. Понятно, что такие решения были приняты в угоду тепловой генерации и СЭС с ВЭС, которые производят наиболее дорогую электроэнергию. Т.е. были учтены интересы частных электрогенерирующих компаний в ущерб принадлежа-щей государству атомной генерации.Конечно, в настоящее время из-за пандемии корона-вируса  произошло  снижение  потребления  электроэнергии в  промышленности,  т.е.  нагрузка  на  энергосистему  снижается и приходится принимать какие-то ограничительные меры.  Хорошим  решением  могло  бы  стать  ограничение выдачи разрешений ВИЭ производящих непомерно дорогую электроэнергию, но в отношении ВИЭ у государства есть обязательства, закрепленные законодательно. Дело в том, что владельцы и инвесторы в возобновляемые проекты с большой вероятностью смогут отстоять свои интересы в судебном порядке.

 

Конечно у «Укрэнерго» уже есть возможность ограничивать выдачу разрешений ВИЭ в критической ситуации, но это всё равно не решает задачу общего сокращения выработки электроэнергии.С  точки  зрения  интересов  украинских  потребителей, правительству  было  бы  разумно  просто  отменить  «зеленый» тариф, как это уже сделали в ряде стран. Особенно если учесть что нынешняя ситуация фактически является форс-мажорной. Но понятно, что правительство на это не пойдет. В настоящее время с ВИЭ пытаются найти компромисс, но поскольку генерацию надо ограничивать уже сейчас, пока что сделали то, что можно сделать быстро, т.е. ограничили государственную компанию «Энергоатом».Пока неясно, как это в итоге снизит выработку электро-энергии на АЭС, и как это, в совокупности с сохранением «зеленой» генерации, повлияет на конечную цену электро-энергии для украинского потребителя. Однако можно точно утверждать, что такого снижения цен на электроэнергию, как в ЕС, в Украине не будет.

Андрей Семёнов

Материал предоставлен редакцией международного электротехнического журнала "Электрик"