Каталог товаров

Развитие ВИЭ в 2017-2018 г.

    В течение 1996-2016 гг. мировая возобновляемая энергетика (ВИЭ) показывала быстрый рост, но на данный момент её рост заметно снизился. И причина этого, по данным которые приводит Международное энергетическое агентство, лежит в основном в замедлении развития солнечной энергетики в Китае, а также в замедлении развития ветровой энергетики в странах ЕС и Индии.
    Международное энергетическое агентство (МЭА) констатирует, что вводимые ежегодно мощности возобновляемых источников в 2017 г. и в 2018 г., не увеличились впервые с 2001 г. За два последних года в мире в целом было введено в эксплуатацию 177 ГВт ВИЭ. Т.е. на треть меньше, того, что необходимо строить ежегодно, чтобы климатические цели Парижского соглашения 2015 г. были достигнуты.
    В период между 2018 и 2030 гг., мощности возобновляемой энергетики должны увеличиваться в среднем, более чем на 300 ГВт ежегодно, для того чтобы развитие мировой энергетики соответствовало «Сценарию устойчивого развития» который разработало МЭА. Замедление развития ВИЭ в 2017- 2018 гг. было совершенно неожиданным, и, по мнению МЭА, это случилось из-за непоследовательных политик поддержки ВИЭ в ряде стран, а, проще говоря, из-за отмены или значительного сокращения пресловутого «зеленого» тарифа. Особенно значительно сократился рост ввода новых мощностей ВИЭ в Китае, Индии, странах ЕС и в Японии. Добавленные мощности ВИЭ по годам (в ГВт) показаны на рис .1.
    Добавленные мощности с указанием типа ВИЭ за 2015-2018 гг. (в ГВт) показаны на рис.2.
    При этом эксперты Международного энергетического агентства отмечают что выбросы парниковых газов в энергетическом секторе продолжают расти и уже достигли рекордных уровней, несмотря на то, что выработка энергии из ВИЭ постоянно растет, и в 2018 г. увеличилась на 7%. Так в 2018 г. выбросы CO2, связанные с энергетикой, выросли на 1.7% и достигли исторического максимума в 33 Гт. Добавленные мощности с указанием типа ВИЭ за 2001-2018 гг. (в ГВт) приведены в табл.1.


    Руководство МЭА утверждает, что жители Земли не могут позволить себе затормозить развитие ВИЭ, и поэтому правительства различных стран должны действовать быстро, чтобы исправить эту ситуацию и обеспечить более быстрый рост числа новых проектов. Из-за быстрого снижения затрат связанных с производством энергии из ВИЭ, конкурентоспособность возобновляемых источников энергии больше не связана с финансовыми стимулами. В основном, ВИЭ нуждаются в стабильной политике, подкрепленной долгосрочным видением, а также в стремлении интегрировать возобновляемые источники энергии в энергосистемы экономически эффективным и оптимальным способом. А вот политика «то быстрее, то медленнее», которую проводят ряд правительств в стимулировании или, напротив, в отмене стимулирования развития ВИЭ, крайне вредна как для развития всего сектора ВИЭ, так и для существующих в ВИЭ рабочих мест. Если анализировать развитие ВИЭ по типу используемой энергии, то, начиная с 2015 г., имеет местозамедление темпов развития гидро- и ветроэнергетики.
    Однако, начиная с 2015 г., экспоненциальное развитие СЭС компенсировало это замедление. Но в 2018 г. рост солнечной энергетики (на 97 ГВт) был ниже прогноза роста мощностей СЭС который предполагал ввод 100 ГВт новых мощностей. Главной причиной этого стало внезапное изменение Китаем политики стимулов для солнечных электростанций чтобы сократить затраты и решить проблему интеграции СЭС в энергосистему. Одновременно с этим заметно сократился ввод в эксплуатацию новых мощностей ВЭС в ЕС и Индии, что также способствовало замедлению роста ввода мощностей ВИЭ в 2018 г. Если в 2017 г. Китай ввел в эксплуатацию дополнительно 57 ГВт мощностей СЭС, то в 2018 г. – только 44 ГВт.При этом рост мощностей СЭС был стабильным в Соединенных Штатах и несколько ускорился в Европейском союзе,Мексике, на Ближнем Востоке и в Африке, что в совокупности компенсировало замедление роста в Китае.
     Добавленные мощности ВИЭ по регионам мира за 2015-2018 гг. (в ГВт) показаны на рис.3, а добавленные мощности ВИЭ по регионам за 2001-2018 гг. (в ГВт) приведены в табл.2
   

Ситуация в КНР


    Как видно из рис.3 и табл.2 на долю КНР в 2018 г., не смотря на более медленный рост солнечной энергии, пришлось почти 45% от общего увеличения мощности в области возобновляемой электроэнергии. При этом рост доли ветроэнергетики в общей выработки электроэнергии в КНР, совпал со строительством новых линий электропередачи и повышением спроса на электроэнергию. Эксперты МЭА отмечают, что в это же время, рост гидроэнергетики в КНР продолжал замедляться, сохраняя тенденцию, наблюдаемуюс 2013 г. Ситуация в странах ЕС, Индии и Японии ЕС представляет собой второй по величине рынок ВИЭ в мире. Но в странах ЕС наращивание мощностей ВИЭ так же замедлилось. По сравнению в 2017 г., в 2018 г. ввод новых мощностей СЭС сохранился на прежнем уровне, а ввод мощностей ВЭС несколько снизился.

    Из-за проблем, связанных с изменением политики стимулирования развития ВИЭ, замедлился ввод новых мощностей ВЭС в Индии и СЭС в Японии
   

Ситуация в других странах мира

    После КНР и ЕС, США представляют собой третий по величине рынок ВИЭ в мире. В США ввод новых мощностей ВИЭ в 2018 г. незначительно увеличились, в основном благодаря ускорению ввода наземных ВЭС, в то время как темпы роста солнечной энергетики не изменились. Ввод возобновляемых мощностей ускорился во многих странах с развивающейся экономикой на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в некоторых частях Азии, что обусловлено, в первую очередь, быстрым снижением себестоимости производства ветровой и солнечной электроэнергии.
    

Выводы МЭА


    Эксперты МЭА считают, что правительства различных стран могут ускорить рост использования возобновляемых источников энергии путем устранения неопределенностей в политике обеспечения рентабельной системной интеграции ветровой и солнечной энергии. При этом, снижение рисков, влияющих на инвестиции в чистую энергию в развивающихся странах, особенно в Африке, будет иметь решающее значение. Эксперты МЭА отмечают, что сокращение темпов развития ВИЭ в 2017-2018 гг. вызывает глубокую тревогу, но продуманная политика по отношению к ВИЭ может изменить динамику ввода возобновляемых мощностей в сторону увеличения. В МЭА также отмечают, что эта организация помогает всем своим 38 членам и всем другим странам мира совершить свой энергетический переход, давая целенаправленные политические рекомендации, направленные на ускорение инвестиций в глобальный портфель технологий возобновляемой энергии. Эти рекомендации также направлены на повышение энергоэффективности, улавливание и хранение СО2 и на развитие других технологий экологически чистой энергии и определенности политики.
    Эксперты утверждают, что только определенность государственной политики стимулирования развития ВИЭ, рентабельная системная интеграция ветровой и солнечной энергии, и инвестиции в чистую энергию в развивающихся странах будут иметь решающее значение для возвращениямира к росту использования ВИЭ.
 

Автор статьи Андрей Семёнов

Материал предоставлен редакцией журнала " Электрик"  Международный Электротехнический Журнал